Думаем, что многих может удивить визит сотрудников налоговой службы к физическому лицу, однако это имеет место быть. Давайте разберем, какие виды контроля предусматривает Российское законодательство, над доходами и расходами граждан.

Эти способы контроля возможно как бы визуально подразделить на два вида: законодательно установленные и иные. Но, как правило, эти способы используются в совокупности, что в итоге приводит к выявлению у физических лиц, какого- то нелегализованного вида дохода.

Как всем известно, что с 1 июля 2014 года, согласно п.1 ст. 86 НК РФ, банки стали обязаны сообщать в налоговые инстанции сведения по физическим лицам, точнее по их открытым счетам:

— об открытии/закрытии счета, вклада (депозита),

— об изменении реквизитов счета, вклада (депозита).

В трехдневный срок, сотрудники Банка передают информацию обо всех открытых счета в налоговую, по электронным каналам.

Ранее 1 июля 2014 года, банки такую информацию сообщали относительно индивидуальных предпринимателей и организаций, а по физическим лицам не сообщали.

Также, банки приобрели обязанность, выдавать налоговым органам  согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, следующие документы по запросу:

— выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц;

— справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;

— справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах).

Условием для выдачи таких справок является:

— должно быть согласие руководителя вышестоящего налогового органа , либо руководителя или его заместителя — федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— проведение «встречной» проверки контрагента или истребование информации по какой-то конкретной сделке, налоговая инспекция истребует эти документы или информацию в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ.

Также отметим, что с 1 января 2015 года у граждан, имеющих счета за рубежом, возникла обязанность предоставлять в свои налоговые органы информацию следующего характера:

— отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках;

— подтверждающие проведенные операции документы.

Такие изменения были внесены на основании Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ в п.7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Хотя на данный момент для граждан, даже не установлена форма такого отчета, а также сроки его предоставления.

И так, выездная налоговая проверка физического лица, осуществляется на основании ст. 19 НК РФ, что налогоплательщиками признаются не только организации, но и физические лица, при этом которые в принципе не имеют статус индивидуального предпринимателя.

Проверка физического лица на основании ст. 89 НК РФ проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, основанием также для этого служит еще и решение руководителя налогового органа. Если же налогоплательщик не имеет возможности предоставить налоговому органу помещение для выездной проверки, то такая проверка может быть проведена на его территории.

Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ имеют право осматривать все помещения и территории физического лица, используемые им для получения дохода. Также на основании п.14 ст. 89 НК РФ, сотрудники налогового органа, производящие проверку, имеют право на выемку документов у физического лица.

Однако, на основании ст.25 Конституции РФ, жилище физического лица является неприкосновенным для налоговых органов, и провести проверку в этом помещении они имеют право только с согласиях все проживающих, а также только на основании судебного решения.

И таким образом, для проведения выездной проверки физического лица, имеются ограничения:

  1. затруднительно проведение выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица;
  2. отсутствует возможность проведения осмотра жилых помещений и имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.92 НК РФ);
  3. отсутствует возможность производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях (ст. 93, 94 НК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проведение проверки будет осуществляться на территории налогового органа.

Тем не менее, налоговые органы имеют право, несмотря на все ограничения при выездной проверки, следующее:

— провести осмотр имущества физического лица, у которого проводится проверка, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением; запросить у него для проверки документы, которые необходимы;

— если проверяемое лицо не представило налоговым органам запрашиваемые документы в установленный срок, произвести выемку этих документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях у этого физического лица;

— если для налогового органа, нужно уточнить о каких – либо обстоятельствах, известных физическому лицу, налоговый орган имеет право  вызвать для дачи показаний физическое лицо, в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ);

— привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);

— если имеется документация или информация, которая касается деятельности данного физического лица, то налоговый орган вправе истребовать у лиц эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Казалось бы, что такие проверки – редкость. Но по информации из судебной практике – за 2014 год, было проведено не мало таких проверок в отношении физических лиц, которые в свою очередь произвели нарушения законодательства:

— занимались не законным  предпринимательством,

— с полученного дохода не был уплачен налог,

— в период, когда физическое лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя, проверяется правильности исчисления и уплаты,

— у физического лица уменьшены его налогооблагаемые доходы , то с этой целью истребуют документы, подтверждающие эти расходы,

— с целью с целью подтверждения правильности заявленных физическим лицом имущественных вычетов.

В завершении статьи, можно сделать вывод, что к выездной проверки физического лица, стоит относиться достаточно серьезно и ответственно.